Воздуховоды

Воздуховоды классифицируются по нескольким признакам:

  • форма  –  круглые, полукруглые, прямоугольные;
  • способ соединения;
  • наличие специальных свойств  –  теплоизолированные,
  • звукопоглощающие, гибкие, полугибкие;
  • конструкция;
  • материал, из которого они изготовлены: металлические (оцинкованная или нержавеющая сталь), металлопластиковые, неметаллические (винипласт, стеклопластик, полиэтилен и т. д.).

Воздуховоды с теплоизоляцией

По-прежнему больше других распространены металлические.         Выполняются круглого или прямоугольного сечения. У круглых достоинств больше. Они не столь трудоемки в производстве – процесс их изготовления состоит из меньшего числа технологических операций. Меньшими трудозатратами сопровождаются их монтаж и теплоизоляция. При равной площади сечения на 20–30% сокращается расход металла. У круглых воздуховодов лучше аэродинамические свойства. Они «жестче» (прочнее при одинаковой толщине материала), создают меньше проблем с герметизацией стыков. Впрочем, свои козыри имеются и у «прямоугольника». И проявляются они, когда требуются изделия со значительной площадью поперечного сечения или когда монтаж вентиляционных систем ведется в стесненных условиях. Воздуховоды круглого сечения могут быть прямошовными или спиральными. Во втором случае стальная лента сворачивается в виде спирали. Если толщина ленты меньше 1 мм, применяется фальцевое соединение; для ленты толщиной 1–2 мм используется сварка.

Круглое сечение оптимально при подаче больших объемов воздуха с небольшой скоростью. Обычно такие воздуховоды используются на промышленных предприятиях, где потолки высокие, а требования к дизайну интерьера минимальные.

Изделия с поперечным сечением в форме полукруга в большей степени, чем круглые, годятся для офисов – они могут быть смонтированы в помещениях с невысокими потолками и сохраняют форму даже при отсутствии подачи воздуха. Для монтажа в стесненных условиях (углах например) применима форма сечения в 1/4 круга.

А прямоугольное сечение проще «вписать» в низкие потолки, оно незаметней, в меньшей степени портит интерьер. (Хотя справедливости ради следует отметить, что при качественном исполнении воздуховод сам может стать украшением интерьера).  Обычно стальные изделия изготавливают из листа. При толщине менее 1,5 мм шов (соединение) делают фальцевым. Более толстый лист сваривается. Сварной шов, как правило, размещают на гладкой стенке, но возможно расположить его в углу, где он исполнит роль дополнительного ребра жесткости.

Спиральные воздуховоды отличают аккуратный внешний вид, плотный шов, большая жесткость. Недостатком является повышенный расход металла. Зато длина может быть любой.

Оно предусматривает прокладку между фланцами стыкуемых частей уплотнительного материала (резины, картона, асбестового шнура) с последующей затяжкой болтов. Возможен вариант бесфланцевого соединения с помощью бандажей. Помимо стыков есть еще одна проблема – повороты. В этом случае используются фасонные части – отводы.

Но, оказывается, можно обойтись и без них, если использовать гибкие и полугибкие воздуховоды. Разница между ними в том, что в отличие от первых, способных выдержать многократную гибку, полугибкие не столь выносливы – если их растянули, сжимать обратно (т. е. пытаться повернуть в другую сторону) уже не следует. Обычно гибкие и полугибкие воздуховоды диаметром до 350–400 мм используются в системах вентиляции и кондиционирования с низким давлением или в периферийных секциях больших центральных систем. Применяются они и в местной вытяжной вентиляции. В европейских странах гибкие воздуховоды широко используются при организации вентиляции в жилых зданиях. Например, для обеспечения вытяжки воздуха из туалетов и ванных комнат. По сравнению с воздуховодами, сделанными из гальванизированной стали, гибкие обладают определенными преимуществами. Это, прежде всего, сокращение расхода материалов (и связанное с этим значительное уменьшение веса систем распределения воздуха), а также увеличение в несколько раз производительности при монтаже.  Но есть у них и недостатки, самый главный из которых – высокое аэродинамическое сопротивление. Чтобы минимизировать его, производители рекомендуют монтировать гибкие воздуховоды в полностью растянутом состоянии, а держатели, с помощью которых они подвешиваются, располагать достаточно часто, чтобы провис не превышал 40–50 мм/м. Не должен быть слишком резким радиус изгиба при повороте (как минимум 0,55–0,56 диаметра воздуховода). Гибкие гофрированные воздуховоды изготавливаются из многослойной ламинированной алюминиевой фольги. Форму сохраняет каркас (иногда его называют пружиной) из стальной проволоки. Помимо алюминия используются полимерные материалы. При монтаже используется широкий выбор зажимов (они могут быть металлическими или нейлоновыми), соединительных лент, гибких вставок. Из алюминия, полиэтилена или поливинилхлорида изготавливаются самоклеящиеся ленты. Их ширина обычно составляет 50–100 мм, толщина определяется материалом – металлические в несколько раз тоньше.

В системах вентиляции, перемещающих воздух, содержащий вызывающие коррозию металлов пары, используется винипласт. Из него изготавливают как сами изделия, так и фасонные части. Толщина используемых в этих целях листов составляет 3–8 мм. Существенным недостатком таких воздуховодов является невозможность их использования при низких температурах окружающего воздуха.

Источник www.stroit.ru